Главная  //  Всемирный день охраны труда
Всемирный день охраны труда

Всемирный день охраны труда

Тема: «Охрана труда и будущее сферы труда»

 

Международная организация труда (МОТ) отмечает 28 апреля Всемирный день охраны труда в целях содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире.

Всемирный день охраны труда был учрежден в 1989 году, когда было принято решение – с помощью специальных крупномасштабных мероприятий привлечь внимание к проблемам травматизма на рабочем месте. Этот вопрос регулярно поднимался на мероприятиях, проводимых Международной организацией труда, но не выносился на широкое общественное обсуждение. Учреждение специального дня позволило придать проблемам безопасности на рабочем месте большое внимание общественности во всем мире.

Эта информационно-разъяснительная кампания призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Во всех регионах мира правительства, профсоюзные организации, организации работодателей и специалисты-практики в области охраны труда организуют мероприятия к Всемирному дню.

Ежегодно этот день проходит под определенной темой, которая отражает актуальные проблемы сферы безопасности на производстве и призвана обратить внимание на вопросы охраны труда не только специалистов в этой сфере, но и других участников трудовых отношений.

Тема Всемирного дня охраны труда в 2019 году «Охрана труда и будущее сферы труда». В преддверии своего столетнего юбилея МОТ, отмечая в этом году Всемирный день охраны труда, подводит итог столетних усилий по улучшению положения в этой области и строит планы на будущее, рассчитывая на продолжение данной работы в условиях серьезных перемен, касающихся таких аспектов, как технологии, демография, организация труда.

Определенные достижения в области обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве с начала суверенной истории имеются и в Республике Беларусь.

Право на труд, а также на здоровые и безопасные условия труда относятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь к основополагающим правам граждан.

В целях реализации данных прав в республике сформирована соответствующая законодательная база, регламентирующая права и обязанности как нанимателей (работодателей), так и работников (работающих). Ее основу образуют Трудовой кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об охране труда», акты Главы государства, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения, а также принятые в их развитие нормативные правовые акты.

Для придания работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих системного характера управление охраной труда в стране осуществляется на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях, а также непосредственно в организации.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций по соблюдению законодательства о труде и об охране труда посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности их работы и выработкой предложений по ее повышению.

Создана действенная система надзора за соблюдением прав граждан на здоровые и безопасные условия труда. Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях республики, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляет Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты. Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и за выполнением коллективных договоров (соглашений).

Начиная с 2002 года в Республике Беларусь реализуются государственные программы по улучшению условий и охраны труда. В настоящее время реализуются мероприятия подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

В рамках реализации государственной политики в области охраны труда и подпрограммы «Охрана труда», органами государственного управления осуществляется работа по следующим направлениям:

1) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

2) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ) и, при необходимости, их корректировка;

3) совершенствование СУОТ, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников, в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

4) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;

5) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

6) проведение семинаров по охране труда.

Кроме того, проводятся и общереспубликанские мероприятия по охране труда. Реализовывается такая форма профилактической работы как комплексное осуществление мероприятий в рамках года безопасного труда с участием органов государственного управления, профсоюзов и организаций республики. Так, 2019 год объявлен Годом безопасного труда в строительстве, план мероприятий которого утвержден Министром архитектуры и строительства и Министром труда и социальной защиты.

В целях укомплектования организаций квалифицированными специалистами по охране труда по заявкам органов государственного управления и организаций с 2004 года организована переподготовка специалистов, имеющих высшее образование, по второй специальности «Охрана труда». Такое обучение открыто в 15 высших учебных заведениях. В организациях трудятся 1899 специалистов по охране труда, прошедших такую переподготовку.

В высших учебных заведениях и учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, в которых осуществляется подготовка специалистов для производственных отраслей, в учебных программах на изучение вопросов охраны труда предусматривается не менее 2 процентов от общего количества учебных часов.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства об охране труда проводится работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов организаций в области законодательства об охране труда. Органами государственного управления ежегодно проводится проверка знаний у 50,0  тыс. руководителей, должностных лиц, членов комиссий для проверки знаний работников организаций по вопросам охраны труда (в 2018 – 52,3 тыс., 2017 – 47,3 тыс.).

Для оперативного оказания руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса, организаций, выполняющих строительные и строительно-монтажные работы, а также в иных сферах деятельности практической и методической помощи в обеспечении безопасности труда при организации и проведении работ в 2018 году продолжили свою работу мобильные группы, созданные при местных исполнительных и распорядительных органах. В отчетном периоде ими проведено свыше 17,8 тыс. обследований (таблица 4), в ходе которых нанимателям рекомендовано устранить более 210 тыс. недостатков в обеспечении безопасности работающих (в 2017 году – свыше 17,2 тыс. и 214 тыс. соответственно).

 

 

 

Сведения о результатах деятельности мобильных групп в 2018 году

 

Проведено обследований

Предложено к устранению нарушений требований безопасности

Всего

17870

210665

в сельскохозяйственных организациях

7500

84254

в строительных организациях

3135

38736

в иных организациях

7235

87675

 

С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда продолжена работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, в том числе на транспортных средствах. Использовались и другие способы размещения такой рекламы, а именно путем трансляции роликов по охране труда по видеотерминалам общественного транспорта, местному телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.

 

Состояние условий труда на производстве

Согласно данным государственной статистической отчетности
4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда»
в организациях республикипо состоянию на 1 января 2019 года по сравнению с 1 января 2018 года количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, представляющих отчет, уменьшилось с 607 831 до 547 112.

В организациях республики в течение 2018 года приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 29 862 рабочих места для 37 503 работников (улучшены условия труда на 18 583 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда для
29 012 работников).

 

Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Количество рабочих мест, всего

2 267 411

2 292 260

2 182 706

2 120 968

Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда

683 783

656 035

607 831

547 112

Удельный вес от их общего количества, %

30,16

28,95

27,85

25,80

 

Наибольшее количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда по отношению к общему числу таких рабочих мест в организациях республики на конец 2018 года наблюдается в организациях, подчиненных Минпрому, Минэнерго, концерну «Белнефтехим», Минтрансу, Минстройархитектуры, Минлесхозу.

 

Распределение рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда по органам государственного управления (в процентах к общему количеству таких рабочих мест)

Численность работников, пользующихся компенсациями по условиям труда, на конец 2018 года составила 776 390 (на конец 2017 года – 832 174). В 2018 году по сравнению с 2017 годом численность работников, которые пользуются правом на пенсию по возрасту с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2, уменьшилась на 9948 и составила 132 803 человека.

Наибольший удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда к общему числу рабочих мест отмечается в организациях, подчиненных концерну «Белнефтехим», Минстройархитектуры и концерну «Беллесбумпром», Минлесхозу, в которых около половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда.

В 2018 году в республике по данным Минздрава зарегистрировано 72 случая впервые выявленных профессиональных заболеваний (в 2017 году – 84). Среди заболевших 60 мужчин и 12 женщин (в 2017 – 66 и 18). Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих в отчетном периоде составил 0,19 (в 2017 году – 0,25).

 

Удельный вес работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, к общему числу работающих (в процентах)

Наибольшее количество профессиональных заболеваний зарегистрировано в г. Минске и Минской области.

 

Количество случаев зарегистрированных профессиональных заболеваний

 

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

84

72

Брестская

1

1

Витебская

-

2

Гомельская

12

3

Гродненская

7

3

г. Минск

43

35

Минская

16

18

Могилевская

5

10

 

Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано в организациях обрабатывающей промышленности и в организациях по добыче металлических руд и прочих полезных ископаемых.

 

Распределение профессиональных заболеваний по видам экономической деятельности за 2018 год

Наименование вида экономической деятельности по ОКЭД

Число случаев

Всего

72

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

1

растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг

1

Горнодобывающая промышленность

10

добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых

10

Обрабатывающая промышленность

54

производство продуктов питания, напитков и табачных изделий

2

производство химических продуктов

2

производство основных фармацевтических продуктов и фармацевтических препаратов

1

производство резиновых и пластмассовых изделий

5

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

2

металлургическое производство. Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

2

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

38

производство транспортных средств и оборудования

1

производство прочих готовых изделий; ремонт, монтаж машин и оборудования

1

Строительство

3

Здравоохранение и социальные услуги

4

 

Наибольшее количество профессиональных заболеваний отмечено в организациях, подчиненных Минпрому.

 

 

Распределение профессиональных заболеваний среди организаций республики

 

Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечен в ОАО «Минский тракторный завод» (2018 год – 23 случая,
2017 год – 28), ОАО «Беларуськалий» (2018 год – 10 случаев, 2017 год – 11) и ОАО «Белшина» (2018 год – 5 случаев, 2017 год – 2).

Основными причинами возникновения профессиональных заболеваний явились конструктивные недостатки машин, оборудования и инструментов, а также нарушение требований безопасности.

Вследствие профессиональной заболеваемости в отчетном периоде инвалидами признано 11 человек.

 

 

 

 

Количество лиц, которым впервые установлены проценты утраты трудоспособности или инвалидность в результате профессионального заболевания

 

2017 г.

2018 г.

установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности

признано инвалидами

установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности

признано инвалидами

1

группа

2

группа

3

группа

1

группа

2

группа

3

группа

Республика Беларусь

9

1

10

Брестская

Витебская

1

1

Гомельская

1

1

Гродненская

г. Минск

7

3

Минская

3

Могилевская

1

2

 

Состояние производственного травматизма

Несмотря на принятые заинтересованными меры в 2018 году вырос уровень производственного травматизма. Так, по данным Департамента и БРУСП «Белгосстрах» в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 2020 работающих (в 2017 году – 1689), из них погибло на производстве 144 человека (в 2017 году – 115).

Справочно. По данным Белстата в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году травмировано 1670 работающих (в 2017 году – 1390).

Наибольшее количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, произошло в организациях Минской области.

 

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве

 

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689

2020

115

144

Брестская

259

318

16

25

Витебская

192

200

16

21

Гомельская

221

275

19

22

Гродненская

179

231

10

13

г. Минск

284

320

14

15

Минская

322

375

27

27

Могилевская

232

301

13

21

 

Среди пострадавших на производстве в 2018 году
1566 мужчин (77,5 процента) и 454 женщины (22,5 процента), в 2017 году – соответственно 1296 (76,7 процента) и 393 (23,3 процента). Из
144 работающих, погибших на производстве в 2018 году, 134 мужчины
(93,1 процента) и 10 женщин (6,9 процента), в 2017 году – соответственно 106 (92,2 процента) и 9 (7,8 процента). В 2018 году, как и в 2017 году, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 6 работающих в возрасте моложе 18 лет, при этом в отчетном периоде не допущено случаев гибели несовершеннолетних на производстве (в 2017 году –
один случай (ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» Минлесхоза).

Следует отметить, что удельный вес количества погибших в результате несчастных случаев на производстве в сравнении с общим количеством лиц, погибших от внешних причин, не превышает 2 процентов.

 

Причины гибели от внешних причин

 

Причина

 

2017 г.

 

2018 г.

Удельный вес от их общего количества в
2018 году,%

ВСЕГО, из них:

7948

7938

100,0

суициды

1945

1759

22,2

от случайного отравления алкоголем

1497

1455

18,3

от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами (включая ДТП)

810

750

9,4

от воздействия дыма, огня и пламени

533

564

7,1

от случайных утоплений

468

447

5,6

в результате убийств

335

286

3,6

на производстве

115

144

1,8

 

По данным Белстата в 2018 году из-за травматизма на производстве потеряно 73,2 тыс. человеко-дней (в 2017 году – 64,3). По данным БРУСП «Белгосстрах» в 2018 году выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили свыше 113,4 млн. рублей (в 2017 году –
99,1 млн. рублей).

Справочно. По данным БРУСП «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отчетном периоде застраховано 3 940 988 человек (в 2017 году – 3 923 229).

При этом более 90 процентов указанных выплат составляют ежемесячные страховые выплаты.

 

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2018 году

Вид выплаты

Сумма, тыс. рублей

Удельный вес от их общего количества, %

Всего

113 415,7

100,0

Ежемесячные страховые выплаты

103 074,3

90,9

Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию

4 071,3

3,6

Пособия по временной нетрудоспособности, доплаты до среднемесячного заработка застрахованного, временно переведенного на более легкую нижеоплачиваемую работу

3 457,7

3,0

Единовременные страховые выплаты

2 104,9

1,9

Возмещение Фонду социальной защиты населения расходов на выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца

469,7

0,4

Расходы на погребение

237,8

0,2

 

В результате несчастных случаев на производстве в 2018 году потеря трудоспособности наступила у 154 человек, все из которых признаны инвалидами (в 2017 году потеря трудоспособности наступила у
171 человека, из них проценты утраты трудоспособности без определения инвалидности установлены трем работникам, инвалидами признано
168 человек).

 

Количество лиц, которым впервые установлены проценты утраты трудоспособности или инвалидность в результате несчастных случаев на производстве

 

2017 г.

2018 г.

установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности

признано инвалидами

установ-лен про-цент утраты трудо-способ-ности

признано инвалидами

1

группа

2

группа

3

группа

1

группа

2

группа

3

группа

Республика Беларусь

3

6

42

120

13

29

112

Брестская

2

12

17

3

8

20

Витебская

1

6

11

2

10

Гомельская

1

2

21

1

19

Гродненская

4

17

1

6

17

г. Минск

1

1

3

18

3

18

Минская

1

11

23

4

8

15

Могилевская

1

1

4

13

3

3

13

Коэффициент частоты производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в 2018 году составил 51,3 (в 2017 году – 43,1), коэффициент частоты смертельного травмирования (численность погибших на производстве в расчете на 100 тысяч застрахованных) возрос с 2,9 до 3,7.

 

Уровень производственного травматизма в расчете на 100 тысяч застрахованных

 

Коэффициент частоты производственного травматизма общий

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

43,1

51,3

2,9

3,7

Брестская

50,9

61,9

3,1

4,9

Витебская

44,2

46,4

3,7

4,9

Гомельская

41,6

53,0

3,6

4,2

Гродненская

43,7

56,9

2,4

3,2

г. Минск

27,2

29,5

1,3

1,4

Минская

53,2

62,0

4,5

4,5

Могилевская

59,3

78,6

3,3

5,5

 

В 2018 году при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора, по сравнению с 2017 годом количество работающих, получивших травмы на производстве, увеличилось на 18 человек. Погибших на производстве – на 15 человек.

 

Численность работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве при эксплуатации объектов (выполнении работ), поднадзорных органам государственного специализированного надзора

 

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689

2020

115

144

в результате дорожно-транспортных происшествий

181

200

27

38

при выполнении строительных работ

59

53

9

14

при эксплуатации опасных и потенциально опасных производственных объектов

30

36

2

6

от воздействия дыма, огня и пламени

18

24

8

7

при эксплуатации электроустановок

20

15

5

5

при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственной техники

13

11

4

 

Среди травмированных и погибших на производстве наибольшее количество составляют работающие промышленности.

 

Распределение работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по видам экономической деятельности за 2018 год

Вид экономической деятельности

Всего/удельный вес от их общего количества,%

из них со смертельным исходом/от их общего количества,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689/100,0

2020/100,0

115/100,0

144/100,0

промышленность

537/31,8

634/31,4

25/21,7

31/21,5

растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях

379/22,4

401/19,9

32/27,8

26/18,1

строительство

229/13,6

304/15,0

25/21,7

30/20,8

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

143/8,5

158/7,8

10/8,7

15/10,4

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

58/3,4

76/3,8

8/7,0

лесоводство и лесозаготовки

50/3,0

64/3,2

7/6,1

13/9,0

образование

37/2,2

48/2,4

2/1,4

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

37/2,2

44/2,2

2/1,7

7/4,9

здравоохранение и социальные услуги

33/2,0

41/2,0

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

30/1,8

29/1,4

1/0,9

3/2,1

прочие виды деятельности

156/9,1

221/10,9

5/4,4

17/11,8

 

При этом самые высокие коэффициенты частоты травмирования и гибели работающих в 2018 году, как и в 2017 году, отмечены в лесоводстве и лесозаготовках.

 

Уровень производственного травматизма в расчете на 100 тысяч застрахованных по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

Коэффициент частоты производственного травматизма общий

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

43,1

51,3

2,9

3,7

лесоводство и лесозаготовки

114,7

146,8

16,1

29,8

строительство

81,6

108,3

8,9

10,7

растениеводство и животноводство, охота и предоставление услуг в этих областях

102,2

108,1

8,6

7,0

промышленность

52,5

62,0

2,4

3,0

водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

61,3

59,3

2,0

6,1

транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность

47,8

52,8

3,3

5,0

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом

37,7

44,8

2,0

7,1

здравоохранение и социальные услуги

10,2

12,7

оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов

9,4

12,3

1,3

образование

8,2

10,6

0,4

 

В 2018 году наибольший удельный вес среди травмированных и погибших на производстве, как и в 2107 году, составили работающие организаций коммунальной формы собственности.

 

Распределение работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по формам собственности за 2018 год

Форма собственности

Всего/удельный вес от их общего количества,%

из них со смертельным исходом/от их общего количества,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689/100

2020/100

115/100

144/100

организации коммунальной формы собственности

655/38,8

811/40,1

46/40,0

52/36,1

организации республиканской формы собственности

557/33,0

583/28,9

29/25,2

48/33,3

организации частной формы собственности

477/28,2

626/31,0

40/34,8

44/30,6

 

В отчетном периоде в организациях, подчиненных республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь, по сравнению с 2017 годом количество несчастных случаев на производстве возросло с 557 до 583, число погибших – с 29 до 44.

 

Распределение работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, по органам управления за 2018 год

 

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689

2020

115

144

Организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь

557

583

29

44

Минпром

149

130

2

3

Минстройархитектуры

59

71

4

6

Минтранс

55

45

2

5

Минлесхоз

31

42

4

7

Белнефтехим

29

37

1

4

Минэнерго

13

23

2

4

Беллегпром

22

21

1

3

Беллесбумпром

21

19

1

2

Минсельхозпрод

14

15

2

Белкоопсоюз

15

14

3

НАН Беларуси

7

10

Белгоспищепром

13

9

5

1

Минобороны

10

8

Минобразования

2

7

1

Минспорт

1

6

Минкультуры

3

4

1

Госкомвоенпром

8

4

Минсвязи

4

3

Минжилкомхоз

1

3

МЧС

2

2

1

Минприроды

1

2

Мининформации

1

2

Прочие

96

106

2

6

 

При этом в организациях, подчиненных отдельным республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь, коэффициент частоты производственного травматизма значительно превосходит данный показатель по республике в целом.

 

Уровень производственного травматизма в расчете на 100 тысяч застрахованных по органам управления за 2018 год

Наименование органа управления

Коэффициент частоты производственного травматизма общий

Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

43,1

51,3

2,9

3,7

Минжилкомхоз

101,1

449,1

Минспорт

22,9

125,4

Минстройархитектуры

87,0

125,1

5,9

10,6

Минлесхоз

86,6

113,0

11,2

18,8

Беллесбумпром

100,3

90,9

4,8

9,6

Минсельхозпрод

38,0

84,4

5,4

Минпром

89,8

81,8

1,2

1,9

НАН Беларуси

44,6

67,8

Минприроды

29,9

62,7

Белнефтехим

37,7

47,5

1,3

5,1

Минкультуры

28,8

46,7

11,7

Беллегпром

45,0

44,8

2,0

6,4

Минтранс

52,3

43,6

1,9

4,8

Белгоспищепром

59,4

41,6

22,8

4,6

Минобороны

45,8

37,6

Мининформации

15,0

31,2

Белкоопсоюз

26,8

26,7

5,4

Госкомвоенпром

50,6

25,2

Минэнерго

13,8

24,5

2,1

4,3

Минобразования

4,6

16,2

2,3

Минздрав

17,3

12,3

МЧС

9,6

9,5

4,7

Минсвязи

13,4

7,3

 

В 2018 году в организациях коммунальной формы собственности в результате несчастных случаев на производстве пострадало 811 работающих, из них 52 погибли, в 2017 году – соответственно 655 и
46. При этом наибольшее количество пострадавших на производстве – работающие организаций Минской области, погибших на производстве – Витебской области.

 

 

Количество работающих организаций коммунальной формы собственности, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году

 

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689

2020

115

144

Организации коммунальной формы собственности

655

811

46

52

Брестская

115

144

8

7

Витебская

86

116

8

13

Гомельская

90

103

7

9

Гродненская

89

123

3

5

г. Минск

36

50

4

Минская

145

165

12

10

Могилевская

94

110

4

8

 

Среди потерпевших более половины – работающие сельскохозяйственных организаций коммунальной формы собственности.

 

Количество работающих организаций коммунальной формы собственности, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году, по видам деятельности

 

Вид деятельности

Всего/удельный вес от их общего количества,%

из них со смертельным исходом/от их общего количества,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Организации коммунальной формы собственности

655/100,0

811/100,0

46/100,0

52/100,0

Сельское хозяйство

376/57,40

413/50,92

29/63,04

27/51,92

Архитектура и строительство

64/9,77

119/14,67

10/21,74

9/17,31

Жилищно-коммунальное хозяйство

80/12,21

80/9,86

4/8,70

8/15,38

Транспорт и коммуникации

41/6,26

42/5,18

1/2,17

4/7,70

Образование

24/3,66

42/5,17

1/1,92

Здравоохранение

29/4,43

39/4,81

Пищевая промышленность

18/2,75

25/3,08

2/3,85

Торговля

3/0,46

12/1,48

Культура

2/0,30

7/0,86

Промышленность

1/0,13

4/0,49

Спорт и туризм

4/0,49

Энергетика

2/0,25

Легкая промышленность

2/0,25

Нефтехимическая промышленность

5/0,76

1/0,13

Лесное хозяйство

1/0,13

1/0,13

Связь и информатизация

1/0,13

Лесобумажная промышленность

1/0,13

Информационное обеспечение

1/0,13

Прочие виды деятельности

9/1,37

17/2,10

2/4,35

1/1,92

 

В отчетном периоде по сравнению с 2017 годом количество несчастных случаев на производстве в организациях частной формы собственности возросло с 477 до 626, из них количество несчастных случаев со смертельным исходом – с 40 до 48.

 

Количество работающих организаций частной формы собственности, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году

 

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

1689

2020

115

144

Организации частной формы собственности

477

626

40

48

Брестская

79

100

4

9

Витебская

40

36

5

2

Гомельская

45

57

7

3

Гродненская

31

57

2

5

г. Минск

110

139

6

10

Минская

121

139

11

14

Могилевская

51

98

5

5

 

Наибольший удельный вес среди пострадавших и погибших в
2018 году в результате несчастных случаев на производстве составили работающие в возрастном диапазоне «51 – 60 лет (включительно)» –
28,8 и 32,6 процента соответственно.

 

 

 

 

 

 

Распределение пострадавших в результате несчастных случаев на производстве по возрасту

 

Возраст потерпевших

Всего/удельный вес от их общего количества,%

из них со смертельным исходом/от их общего количества,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

до 18 лет

6/0,3

6/0,3

1/0,9

с 18 до 30 лет (включительно)

376/22,3

440/21,8

14/12,2

18/12,5

с 31 до 40 лет (включительно)

356/21,1

425/21,0

25/21,7

37/25,7

с 41 до 50 лет (включительно)

387/22,9

462/22,9

25/21,7

38/26,4

с 51 до 60 лет (включительно)

476/28,2

581/28,8

40/34,8

47/32,6

старше 60 лет

88/5,2

106/5,2

10/8,7

4/2,8

 

Анализ производственного травматизма показывает, что наиболее часто гибнут на производстве работники, имеющие стаж работы по профессии менее 5 лет, при этом почти каждый четвертый погибший на момент травмирования имел стаж работы по специальности менее 1 года.

 

Удельный вес пострадавших в результате несчастных случаев на производстве по стажу работы по профессии, %

Год

до 1 года

от 1 года до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

2017

29,5

12,8

10,3

19,2

14,1

8,8

Всего до 5 лет: 52,6

2018

23,9

16,3

13,0

23,9

14,1

8,8

Всего до 5 лет: 53,2

 

В 2018 году наиболее часто получали травмы на производстве работники следующих профессий: водители автомобилей, слесаря и трактористы.

 

Основные профессии работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2018 году

Наименование профессии

Всего

Из них погибших

водитель автомобиля

179

17

слесарь

148

12

тракторист

95

10

животновод

79

4

подсобный рабочий

73

7

электромонтер

49

4

оператор машинного доения

48

станочник деревообрабатывающих станков

44

электрогазосварщик

37

3

грузчик (загрузчик сырья)

34

2

уборщик

30

вальщик леса

27

5

сторож

25

3

каменщик

24

повар

20

 

Мониторинг производственного травматизма показал, что основными видами происшествий, повлекших травмирование на производстве в 2018 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего. Общее число травмированных на производстве и погибших в 2018 и 2017 годах в организациях республики по основным видам происшествий приведено в таблице.

 

Удельный вес происшествий, повлекших травмирование или гибель работников на производстве

 

Вид происшествия

Удельный вес от общего количества травмированных,%

Удельный вес от общего количества погибших,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное

29,1

28,8

21,7

18,8

Падение потерпевшего во время передвижения

15,2

17,0

0,9

Падение потерпевшего с высоты

11,6

11,2

15,7

15,3

Падение, обрушение конструкций зданий и сооружений, обвалы предметов, материалов, грунта и тому подобное

9,5

10,4

14,8

22,2

Дорожно-транспортное происшествие

10,7

9,9

23,5

26,4

Повреждения в результате контакта с представителями флоры и фауны

5,0

4,6

1,7

1,4

Нанесение травмы другим лицом

2,7

3,0

0,9

Воздействие экстремальных температур

2,0

1,9

0,9

Воздействие вредных веществ

2,0

1,8

0,7

Поражение электрическим током

1,4

1,1

5,2

4,2

Падение потерпевшего в колодцы, ямы, траншеи, емкости и тому подобное

1,0

0,7

Взрыв

0,8

0,7

3,5

2,1

Пожар

0,5

0,7

1,7

3,5

Отравление

0,9

0,5

1,7

2,1

Асфиксия

0,1

1,4

Утопление

0,1

0,9

0,7

Стихийные бедствия

0,1

Прочие

7,4

7,6

6,9

1,2

 

Анализ завершенных расследований несчастных случаев на производстве в организациях республики свидетельствует, что большинство подобных происшествий обусловлено неисполнением работодателями и (или) самими работающими требований охраны труд, причем это характерно для организаций всех форм собственности.

 

Удельный вес причин производственного травматизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Травматизм на производстве

2017 г.

2018 г.

Исключительно по вине работодателя

Смешанная ответственность работодателя и потерпевешегго

Исключительно по вине потерпевешего

Прочие

Исключительно по вине работодателя

Смешанная ответственность работодателя и потерпевешегго

Исключительно по вине потерпевешего

Прочие

Республика Беларусь

общий

18,7

17,1

46,4

17,8

20,4

13,6

42,9

23,1

смертель-ный

23,8

38,8

21,3

16,1

25,3

29,5

16,8

28,4

организации республиканской формы собственности

общий

14,6

19,8

49,3

16,3

15,9

47,3

21,1

15,7

смертель-ный

30,0

35,0

15,0

20,0

25,0

32,1

14,3

28,6

организации коммунальной формы собственности

общий

20,7

14,5

43,3

21,5

20,4

11,7

41,0

26,9

смертель-ный

17,6

44,1

23,5

14,8

22,5

35,0

15,0

27,5

организации частной формы собственности

общий

20,9

17,3

47,3

14,5

24,9

13,9

41,3

19,9

смертель-ный

26,9

34,6

23,1

15,4

29,6

18,5

22,2

29,7

 

При этом удельный вес несчастных случаев, происшедших из-за необеспечения работодателями (их должностными лицами) безопасных условий труда, подолжает оставаться значительным.

 

Удельный вес работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, при наличии вины работодателя

 

Удельный вес от общего количества травмированных,%

Удельный вес от общего количества погибших,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

35,8

34,0

62,6

54,8

Брестская

26,6

24,1

64,3

53,3

Витебская

29,2

29,7

75,0

25,0

Гомельская

49,0

39,8

57,1

60,0

Гродненская

44,5

36,3

87,5

75,0

г. Минск

29,2

32,4

44,4

72,7

Минская

35,2

37,8

50,0

50,0

Могилевская

40,6

37,9

66,7

70,0

 

Аналогичная ситуация наблюдается в организациях, подчиненных большинству республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, в том числе подчиненных Правительству Республики Беларусь.

 

Удельный вес работающих, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, при наличии вины работодателя

Наименование органа управления

Удельный вес от общего количества травмированных,%

Удельный вес от общего количества погибших,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

36,8

35,4

54,8

55,6

Организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь

35,9

32,4

51,7

52,3

Беллесбумпром

47,6

52,6

100,0

100,0

МЧС

100,0

50,0

100,0

Госкомвоенпром

50,0

50,0

Белкоопсоюз

46,7

50,0

66,7

Минприроды

100,0

50,0

Белгоспищепром

76,9

44,4

80,0

100,0

Минпром

46,3

43,8

50,0

66,7

Минобразования

50,0

42,9

Минстройархитектуры

44,1

40,8

75,0

66,7

НАН Беларуси

40,0

Белнефтехим

27,6

35,1

100,0

75,0

Минэнерго

76,9

30,4

100,0

50,0

Минсельхозпрод

21,4

26,7

50,0

Минтранс

12,7

24,4

40,0

Беллегпром

27,3

23,8

Минздрав

14,3

20,0

Минлесхоз

12,9

19,0

28,6

Минкультуры

33,3

Минобороны

20,0

Минспорт

Мининформации

Минсвязи

Минжилкомхоз

Прочие

31,5

21,8

50,0

 

Мониторинг причин несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что зачастую они являются следствием неисполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, а также нарушения потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, что свидетельствует о наличии недостатков и упущений в обеспечении работодателями контроля за соблюдением должностными лицами и работниками требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины.

Детализация причин производственного травматизма свидетельствует о том, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом они по своему характеру существенно не изменились. Преобладающими по прежнему остаются нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда и невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.

 

Причины производственного травматизма

Наименование причины

Удельный вес от общего количества причин травмирования,%

Удельный вес от общего количества причин гибели,%

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов по охране труда

24,3

23,1

17,6

11,5

Невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда

12,5

13,9

15,5

17,6

Личная неосторожность потерпевшего

12,2

13,6

0,5

0,9

Нарушение требований по охране труда другими работниками

4,3

5,2

5,3

4,8

Допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда

4,1

4,3

5,9

9,3

Нарушение правил дорожного движения другим лицом

5,2

4,1

5,9

5,3

Допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда

3,5

4,1

3,7

7,9

Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест

3,2

3,1

4,8

6,2

Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента

2,8

2,9

4,3

3,5

Привлечение потерпевшего к работе не по специальности (профессии)

1,9

2,0

1,6

2,6

Противоправные действия других лиц

1,9

1,9

1,1

Нарушение правил дорожного движения потерпевшим

1,5

1,7

2,1

3,1

Неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты

1,8

1,5

1,1

1,8

Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

1,7

1,5

1,6

0,9

Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

1,7

1,4

7,0

4,4

Необеспечение потерпевшего средствами индивидуальной защиты

1,6

1,4

2,1

3,5

Отсутствие или некачественная разработка инструкции по охране труда

1,1

1,1

1,1

Несовершенство, несоответствие технологического процесса требованиям по охране труда

1,0

0,8

1,1

1,3

Нарушение технологического процесса

1,0

0,8

0,5

0,4

Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории

0,9

0,7

0,5

Отсутствие, некачественная разработка проектной документации на строительство, реконструкцию производственных объектов, сооружений, оборудования

0,8

0,7

0,5

2,2

Нарушение требований по охране труда потерпевшим, являющимся должностным лицом

0,7

0,7

0,4

Непроведение предварительного медицинского осмотра потерпевшего при поступлении на работу

0,6

0,7

1,1

1,8

Нарушение требований проектной документации

0,8

0,6

1,1

0,9

Техническая неисправность машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента, транспортных средств

0,6

0,5

0,4

Конструктивные недостатки средств производства

0,6

0,4

Непроведение предсменного медицинского осмотра или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения потерпевшего

0,3

0,2

2,1

1,3

Некачественное проведение инструктажа по охране труда

0,3

0,1

0,5

Отсутствие или неполное отражение обязанностей по охране труда в должностных инструкциях руководителей и специалистов

0,1

0,1

Неисправность выданных потерпевшему средств индивидуальной защиты

0,1

0,1

Другие причины

6,9

6,8

11,4

8,0

 

Значительным остается удельный вес таких причин, обусловленных действиями самих потерпевших, как нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда и нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.

Несмотря на принимаемые меры, по оперативным данным Департамента в 2018 году в состоянии алкогольного опьянения в момент травмирования находилось 84 человека или 4,2 процента от общего числа травмированных (в 2017 году – соответственно 70 или 4,1 процента), среди погибших в 2018 году на производстве в указанном состоянии находилось 24 человека (16,7 процента), в 2017 году – 22 человека
(19,1 процента). Удельный вес работающих организаций коммунальной формы собственности среди лиц, получивших травмы в состоянии алкогольного опьянения, в 2018 году составил 50 процентов, среди погибших – 45,8 процента.

 

Количество работающих, травмированных на производстве в состоянии алкогольного опьянения

 

Год

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего случаев

Из них со смертельным исходом

Всего, из них:

В организациях республиканской формы собственности

В организациях коммунальной формы собственности

В организациях частной формы собственности

Всего, из них:

В организациях республиканской формы собственности

В организациях коммунальной формы собственности

В организациях частной формы собственности

Республика Беларусь

2018

84

20

42

22

24

7

11

6

2017

70

20

31

19

22

5

11

6

Брестская

2018

12

4

5

3

6

2

1

3

2017

12

3

6

3

5

1

3

1

Витебская

2018

7

1

6

3

3

2017

13

5

5

3

5

2

2

1

Гомельская

2018

8

4

4

5

2

3

2017

10

3

6

1

3

3

Гродненская

2018

12

9

3

1

1

2017

9

1

5

3

4

1

2

1

г. Минск

2018

11

5

1

5

2

2

2017

7

3

4

1

1

Минская

2018

20

4

7

9

5

1

1

3

2017

7

1

5

1

1

1

Могилевская

2018

14

2

10

2

2

2

2017

12

4

4

4

3

1

2

 

Количество находящихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения работающих организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь, приведено в таблице.

 

Количество работающих, находившихся в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения

Наименование органа управления

Всего

из них со смертельным исходом

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

Республика Беларусь

70

84

22

24

Организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, в том числе подчиненным Правительству Республики Беларусь

20

20

5

7

Минпром

3

5

1

Минтранс

1

4

2

Минлесхоз

3

3

2

Минстройархитектуры

4

2

1

Белнефтехим

1

2

МЧС

1

1

Белкоопсоюз

3

2

Беллесбумпром

2

1

Минэнерго

2

1

Минприроды

1

Прочие

3

1

 

Таким образом, дальнейшим резервом снижения уровня производственного травматизма являются совершенствование механизма стимулирования (в первую очередь – экономического характера) работодателей к исполнению своих обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, принятию мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины в организациях, а также повышению эффективности контроля за ее соблюдением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными результатами проведенной в 2018 году органами государственного управления, нанимателями совместно с профсоюзами работы по обеспечению соблюдения законодательства о труде и об охране труда, созданию здоровых и безопасных условий труда работающих явились:

совершенствование нормативной правовой базы о труде и об охране труда;

улучшение условий труда работающих за счет сокращения количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда;

уменьшение количества организаций, допустивших нарушение сроков выплаты заработной платы (включая просроченную).

Вместе с тем, в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос уровень производственного травматизма. Анализ его причин показывает, что уменьшение административного регулирования деятельности работодателей со стороны органов государственного управления и контролирующих (надзорных) органов не компенсировано соответствующим ростом мотивации работодателей и их должностных лиц к обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Основными направлениями работы по обеспечению соблюдения требований законодательства о труде и об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в дальнейшем будут являться:

дальнейшее развитие законодательства о труде и об охране труда с учетом практики его применения, проводимой политики по либерализации предпринимательской деятельности, а также совершенствования технологических процессов, производственного оборудования, улучшения качества сырья и материалов;

подготовка предложений по выработке эффективного механизма, в первую очередь экономического характера, стимулирующего работодателей к обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности;

широкое применение в организациях республики принципов разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепции «нулевого травматизма» и ее семи «золотых правил»;

реализация органами государственного управления мероприятий подпрограммы «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73;

дальнейшее совершенствование способов осуществления надзорной деятельности за счет смещения акцента с пресечения нарушения законодательства о труде и об охране труда на их предупреждение и профилактику.

1. Стать лидером – показать приверженность принципам

Простой сюжет «Делай как я». Руководители и специалисты показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила поведения и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение правил охраны труда требует немедленной реакции. Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами руководители, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения остальных работников.

2. Выявлять угрозы – контролировать риски

Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой для практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей, ликвидации или снижения уровня профессионального риска означает, что предотвращение опасностей, ликвидация или снижение уровня профессионального риска должны осуществляться путем постоянной (систематической) реализации работодателем комплекса мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровня профессионального риска с соблюдением последовательности (приоритетности) реализации таких мероприятий.

Принцип минимизации последствий повреждений здоровья работников, которые не удалось предотвратить, означает, что работодателем должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие постоянную готовность к ликвидации возникших опасностей и минимизации их последствий.

3. Определять цели – разрабатывать программы

Успех в любом деле, в том числе и в обеспечении охраны труда, требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов. Это должно быть предусмотрено в отдельной программе.

Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы,- рекомендует Международная ассоциация социального обеспечения.

4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации

Имея высокоорганизованную систему управления компании добиваются значительных успехов. Аналогично, имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции, потерь рабочего времени. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!

5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием

Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение, та как исключают пресловутый «человеческий фактор». Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.

6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки

Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда для обеспечения эффективной работы компаний обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение, в том числе по вопросам охраны труда. При этом исключений не должно быть и в отношении представителей руководства и администрации предприятия.

 

 

7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия

Любые правильные действия работника должны поощряться. Поощрение сотрудников за соблюдение правил охраны труда является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников. Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать установленным правилам. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию. В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе. Цель заключается в том, чтобы каждый работников заботился о себе, равно как и о своих коллегах.

 



Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Архив новостей

<< < Сентябрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Вид на наш центр со спутника


Наш адрес:
223064, Минская область,
Минский район, р.д. Заямочное,
Республика Беларусь.

Тел.: +375 17 517-72-09,
(круглосуточно).

Время работы администрации
центра:
Понед. - пятн.: с 8:30 до 17:00
Суббота, воскресенье - выходной.

+375 (44) 786-97-29